10 проблем
блога Aviasales
и как их решают

В 2017 году у блога Aviasales были три основные задачи:
Контактировать
с пользователями
между спросами
Спрос на дешевые билеты повышается, например, перед Новым годом или летом, а в остальное время необходимо напоминать о себе.
Найти
новую аудиторию
в социальных сетях
Недостаточно разместить ссылку на билеты «Москва−Барселона» за 5 тысяч рублей, чтобы привлечь читателей. Оказалось, что людям интересно знать, где заключать гей-браки или как путешествовать с месячными.
Завоевать доверие аудитории и показать свою экспертность
Нужно проводить людей за руку от начала до конца путешествия. Например, рассказывать, как зарегистрироваться на рейс и что можно брать с собой в ручную кладь.
Дополнительные точки контакта

Начали делать больше статей для блога, а опубликованные ранее статьи решили оптимизировать под поисковые системы. У SEO эффект небыстрый, поэтому результаты увидели примерно через год.
Через поиск пришли люди, которые, возможно, об Aviasales не знали. Они могли купить билет в кассе, а потом гуглить, что взять с собой в Таиланд. Они находили статью в блоге и таким способом узнавали о сервисе.
Трафик из социальных сетей

Делали регулярный постинг не только в своих аккаунтах, но и в разных группах. Брали узкопрофильные группы Вконтакте, которым не хватает контента и внимания. Например, у нас есть статья «7 лучших городов для скейтбординга» — ее опубликовали в группе скейтбордистов.
Экспертность и доверие

Экспертность и доверие маркетологи измеряют по-разному. Мы ориентировались на Top of mind в Google (данные засекречены) и увеличение трафика на сайте.

10 проблем блога в 2019 году: как мы их решаем
1
Изменились привычки потребления контента
Кто-то делит читателей на несколько сегментов, а мы выделили две новые категории:

— те, кто любит читать лонгриды. Им нравится изучать какие-то вещи, пусть даже не особенно полезные для них.

— те, кто дальше 4 строк текста не продвинется. Они скорее послушают подкаст на пробежке или в машине.

В блоге Aviasales, как и в большинстве блогов, в основном публикуются статьи на 3−5 тысяч знаков. Непонятно, почему мы выбрали этот формат и решили, что он всегда будет работать.

Решение: делать лонгриды для читателей, которые хотят во всем разбираться, и придумывать форматы для тех, кто не любит читать.
2
Читатели перешли с десктопа на смартфоны
Раньше люди проводили ночи за чтением на компьютере, а сейчас читают со смартфона в очередях и на обеде. Они хотят быстро пролистать интересную статью, посмотреть сторис и почитать, что опубликовали в телеграм-каналах.

Недавно мы опубликовали подборку летних фестивалей и добавили к каждому фестивалю видео с YouTube. На десктопе это смотрелось прекрасно, а на смартфоне видео вышли за грань экрана.

Решение: перерабатывать блог под смартфон и в будущем адаптировать все обновления под мобильный формат.
3
Не отличаемся от конкурентов
Раньше мы сильно отличались от конкурентов, а теперь конкуренты сделали всё, чтобы не отличаться от нас. Например, в блоге есть рубрика «Сколько стоит», где описан портрет путешественника и его планы на поездку с ценами на кофе и коктейли, выдержками из меню, адресами, интересными местами. Конечно, спустя время похожая рубрика появилась у конкурентов.

Решение: регулярно придумывать новые рубрики и форматы и бежать очень быстро, потому что за вами будут повторять.
4
Снизилось качество контента
Раньше мы думали, что надо написать побольше контента, который привлечет много людей. И люди действительно приходили, но были разочарованы, потому что в статьях для них было мало пользы. В погоне за количеством ухудшилось качество контента.

Если вы не готовы писать много качественного контента, лучше сделать пару «вечнозеленых» статей. Возможно, они будут привлекать трафик, как десять статей. Вам нужно писать о решении проблем читателя, например, добавить в статью «Что делать в Барселоне» инструкцию, как купить транспортную карточку или пользоваться такси.

Решение: делать качественный и полезный для читателя контент и не гнаться за количеством.
5
Кросспостинг не работает
Аудитории в разных социальных сетях сильно отличаются: во Вконтакте любят мемы, в Фейсбуке можно тегнуть компанию, которая плохо сделала уборку, а в Твиттере — сделать вброс. Писать один пост во все соцсети глупо — это просто не сработает.

У нас спрашивают, почему мы до сих пор не ведем телеграм-канал: потому что пока еще не придумали формат, который был бы интересен этой аудитории.

Решение: придумывать разные форматы для каждой социальной сети.
6
Забросили SEO
Мы занялись оптимизацией статей в 2017 году, и с тех пор не раз слышали, что SEO умерло. Когда появилась реклама в соцсетях, мы пытались показать людям, что им может быть нужно. Но то, что им действительно было нужно, они искали в поисковиках.

Если SEO плохо настроено, люди вместо полезных статей увидят ссылки на бессмысленный, но хорошо оптимизированный контент.

Решение: занимайтесь SEO, даже если не верите в него.
7
Делаем дорогой и бессмысленный контент
У нас в блоге есть статья «20 лучших столовок мира»: она в нашем стиле, и читатели с удовольствием ее лайкают. Но если у нас есть задача показать экспертность, непонятно, зачем мы делаем такие подборки. В статье нет пользы для людей и пользы для бизнеса, потому что никто не пойдет искать билеты на Aviasales, прочитав ее.

Подобный контент бессмысленный и дорого нам обходится.

Решение: делать контент, который показывает экспертность и растит метрики.
8
Мало думаем о коллаборациях
Adidas запускает коллаборации с рэперами и дизайнерами, а блогеры — друг с другом. Допустим, какие-нибудь ребята делают классное крафтовое пиво: они разбираются в пиве, а мы разбираемся в путешествиях — из этого может получиться статья о том, как устроены Biergartens (пивные сады) в Берлине или где в Чехии покупать нетуристическое пиво.

Решение: придумать и запустить коллаборации.
9
У блога устаревший дизайн
Мы хотим привлечь молодую аудиторию, которая сама зарабатывает деньги и путешествует по миру. Эти ребята окружили себя классными брендами и у них есть определенные ожидания от интерфейса, дизайна, контента, tone of voice, работы поддержки. Наш дизайн уже не привлекает и не удерживает их внимание.

Решение: редизайн блога.
10
Не понимаем, для кого пишем
Это проблема не только нашего блога, но и многих блогов с разными тематиками. Если в интернете появляется инфоповод, все стремятся его отработать, но не думают о своей аудитории. Может быть, хайп ей совсем не нужен и даже вреден.

Решение: остановиться и понять, для кого вы делаете блог.
В России не принято ходить к стоматологу, чтобы просто обследоваться. Вы идете тогда, когда щека опухла и надо резать, хотя провериться раз в полгода несложно. Так и с контент-маркетингом: нужно регулярно останавливаться и оценивать всё, что вы делаете.
Запись вебинара
с ответами на вопросы
Рассказывает Дарья Кузнецова, главред Aviasales
15 марта мы проведем конференцию о контенте для бизнеса ContentSense
На ней разберем, как контент помогает бизнесу продавать и получать больше лояльных клиентов. Мы проведем сеанс разоблачения для тех, кто верит в магию «продающих» и «вкусных» текстов. Отговорим от безумной затеи завести блог в стиле «Тинькофф-журнала». Расскажем, как привлечь и удержать читателей с помощью полезного действия и визуальных приемов.
15 марта 2019

Конгресс-центр Технополис «Москва»
м. Текстильщики
CONTENTSENSE — КОНТЕНТ КАК ПРОДУКТ



Photo credit: lilyandkelly.tumblr.com